Архив за день: 01.09.2007

Го учит видеть. Что читаем в этой формуле?

Одна из ключевых формул нашей Школы воинского искусства и стратегической игры «Восхождение» — Го учит видеть. В этой формуле три точки — 1. Го, 2. учит и 3. видеть.

Я хочу остановиться только на третьей точке. Это точка результата. Что значит видеть? Этот вопрос каждый ученик Школы должен задавать себе очень часто. Ответ на него может быть простым, а может быть очень глубоким и сложным.

Где-то 10 лет назад я прочитал исследование Владимира Лосского, которое называлось «Боговидение». Оно посвящено анализу идеи видения Бога в христианской философской традиции. Именно эта традиция легла в основу схоластики и школы (схола — школа). Именно эта традиция легла в основу всей философской системы Запада. Казалось бы копать так глубоко избыточно. Я так не считаю. Так как в И-Го можно достичь искомых результатов лишь добравшись до сути, до корней. По крайней мере, внутри Школы мы должны копать максимально глубоко. Пусть это будет сложно.

Как пишет Лосский, согласно раннехристианской традиции «видеть — означает знать«. Так как речь идет о Боге, то познание Бога, Боговидение, означает достижение высших степеней духовного совершенства.

Древнехристианский философ Ориген (ок. 185-254 н.э.) различал три этапа развития видения, которые должен пройти человек. 1. — praktika (греческое слово в оригинале) или делание — борьба за бесстрастие и любовь. 2. fisike teoria (греч слова: «физическое» и «теория») или естественное умозрение, созерцание. Теория, букв.: боговидение (тео — бог, рос — зрение), то есть видеть Бога в тварном мире, вокруг себя. 3. teologia — собственно Боговидение, познание Бога в Логосе.

Чем интересен приведенный отрывок? Он интересен словоупотреблением по отношению к способности видеть. Ориген употребляет такие слова как практика, теория. Особенно интересно значение слова теория как умозрение. Эти слова также используются в языке нашей Школы. И вообще они являются опорными словами науки и образования.

Ориген использует эти слова как названия ступеней совершенствования. Интересно и то, что Ориген устанавливает иерархию между этими понятиями. Практика-делание — это нисшая форма совершенствования. Теория-умозрение (созерцание) — это более высокая форма.

В этой связи можно вспомнить древнекитайскую систему уровней мастерства в искусстве И, которые упираются, как и западная система, в достижение обожения:

1. высший — достигнуть божества
2. пребывать в созерцании
3. полная определенность
4. постижением скрытого
5. пользуясь знаниями
6. малым искусством
7. борьба равной мощью
8. неопытностью
9. нисший — исправляя неумелое

Мы можем теперь сопоставить восточное и западное понимание ступеней развития человека, его совершенствования.

К уровню практики-делания можно отнести следующие уровни из древнекитайской системы:

исправляя неумелое, неопытностью, борьба равной мощью, малым искусством

К уровню «теории-умозрения» можно отнести эти уровни:

пользуясь знаниями, постижением скрытого (постижение скрытого — это в языке христианской философии постижение тайн Бога, то есть это совершенно понятный уровень), полная определенность

К уровню «теологии-Боговидения» можно отнести последние два уровня:

пребывать в созерцании (здесь под созерцанием понимается состояние медитации) и достигнуть божества.

Какой предварительный вывод? Видно даже при самом поверхностном анализе, что две древние системы — восточная и западная, по крайней мере, сопоставимы. Более того, рассматривая эти две системы в растяжке можно понять про каждую из них нечто новое. То есть можно рассматривать одну через другую и наоборот.

Находя общие точки в двух системах, можно сделать предварительный вывод о том, что обе они описывают степени искусства видеть, которое и в восточной, и в западной цивилизации понимается как критерий развития, совершенства человека.

Михаил Емельянов, ученик Школы воинского искусства и стратегической игры «Восхождение».