Этот текст — попытка взглянуть на набор для И, как на целое.
Набор И состоит из двух частей – это игровое поле (доска) и камни. Размер игрового поля менялся со временем и не был постоянным. Число камней, видимо, всегда ставилось в зависимость от размера игрового поля.
Точка – это основа и первичная часть пространства. Точка может прорасти в линию. Большего получить от точки невозможно. Идеальная линия стремится быть прямой (как луч света), ведь кривизна возникает от внешнего воздействия. Прямая линия может быть организована в круг или в квадрат, положив линию стороной квадрата. Квадрат и круг – это целое, которое порождено от точки. На доске знаком точки является точка в середине и все остальные 360 узла. Знаком линии – линии сетки. Знаком квадрата – 9 квадратов, уменьшающихся к центру.
Круг – это простое целое, у которого есть середина и однородные окраины. Круг порождается природой. Квадрат – это сложное целое, у которого есть середина, стороны и углы. Квадрат порождается человеком как способ восприятия глубины круга. Круг отражен в камне. Квадрат отражен в игровом поле.
В окружающем мире постоянно случаются разные непредвиденные события, что-то вдруг рождается, а что-то погибает. «Складки» пространства, его неоднородность удобно описывать через квадрат. В квадрате различают углы с их особыми свойствами, стороны и срединную область, как разные виды пространства, с различными качествами.
С другой стороны действия человека в мире должны быть «круглы», т.е. совершенны и просты, потому камням придана форма пирамиды с округлым основанием. В то время, как у игрового поля четыре угла, у камня всего один угол, обращенный вверх. Таким образом, камень, поставленный на доску, добавляет ей еще одно измерение, сообщает ей глубину.
Размерность доски 19х19, что дает в сумме 361 узел. Если не учитывать срединную точку, из которой «прорастает» вся сетка доски, то остается 360 узлов, что равно древнему земному году (в древности дней в году было 360, а не 365, что связано, видимо, с другой орбитой планеты). При этом, от края доски до середины ровно 10 уровней (или 9 уровней, если середину в расчет не брать), что соответствует принятому счету от 1 до 9.
Доска с размерностью 17х17 в основу кладет число 7, которое с древних времен несет особый смысл. До сих пор с помощью числа 7 описывают множество научных законов, законов человеческой деятельности и духовной практики.
Можно сделать вывод о том, что доска 17х17 больше подходит для духовной практики и описания мира духовного, что подтверждается использованием данной размерности в буддийских храмах на Тибете. Доска же 19х19 лучше подходит для описания деятельности человека в окружающем мире.
Камни в И двух цветов, которые означают противоположные границы. Например, белые и черные, как образ дня и ночи, света и тьмы, либо красные и синие, как образ граничных цветов радуги. Известно, что в нашем мире всегда действуют, по меньшей мере, две противоположные силы, которые можно описать, например, через стремление к жизни и созиданию и стремление к смерти и разрушению. Камней обоих цветов ровно столько, чтобы заполнить все узлы на игровом поле. При этом остается один узел – центральный, для которого либо нет камня, либо по традиции добавляется один темный камень (так как в современной игре Го черные ставят камень первыми). В Китае, разрабатывавшем современный стандарт набора И, два цвета камней означали две перво-силы – инь и ян, которые порождаются от перво-толчка из Великого беспредельного.
По древним правилам И, снятые камни возвращаются в чашу, таким образом не может случиться такого, что камни закончатся и их не хватит. Во время игры число камней бесконечно.
Размеры игрового поля, расстояния между узлами традиционно рассчитывались исходя из так называемого «фута феншуя», так как дошедшие до нас доски для И проектировались уже в Китае. Диаметр камня рассчитывался равным промежутку между двумя узлами, либо меньше этого промежутка. На сегодняшний день нет точных данных о размерах малых камней и их соотношений с размером игрового поля, так как наборы с такими камнями хранятся в музеях КНР и пока не доступны к исследованию. Использование «фута феншуя» в Китае позволяло соединить практику И с практикой проектирования жизни, которое велось по канонам феншуя.
Каждый узел на игровом поле – это определенное место в пространстве, которое может быть занято камнем, т.е. освоено. При этом есть особые области – ячейки, которые могут быть освоены только косвенно, путем освоения образующих их узлов. Узел – это средство, ресурс, которое может быть потрачено, занято камнем, ради достижения той или иной цели. Потраченный узел приносит прибыль в виде добавленной стоимости. Поэтому можно количественно оценивать капитализацию деятельности ставящего камни, подсчитывая сохраненные пустыми, т.е. неистраченными узлы сетки. Чем больше свободных узлов сетки сохранено меньшим числом действий, тем выше капитализация деятельности. Сохраненный узел – это пустой узел, занятие которого камнем нецелесообразно.