Важность исследования понятия «хаос» для нас в том, что это слово, во-первых, похоже, не имеет своего русско-корневого аналога, а во-вторых, мы относим хаос к одному из домов целого.
В интеренете я нашел следующий содержательный текст, посвященный термину «хаос», его можно посмотреть по ссылке. Я лишь приведу несколько цитат, интересных нам о хаосе:
» Хаос, греч. chaos, от корня, cha-, отсюда chaino, chasco, «зеваю», «разеваю»; Хаос поэтому означает, прежде всего, «зев», «зевание», «зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение».
К концу классического периода в Греции существуют две концепции Хаоса, исходящие из гесиодовской концепции. Одна выдвигает на первый план понятие Хаоса как физического пространства, пустого или чем-нибудь наполненного; а другая понимает Хаос как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни.
Стоики не вышли за пределы классического определения Хаоса. Хаос объявлялся либо «влагой», либо просто «водой». Другое понимание стоиками Хаоса как пространства — вместилища вещей: «… Хаос есть место, вмещающее в себя целое. Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть. Даже если мы по примышлению устраним все, то не устранится место, в котором все было. Но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину, не считая сопротивления».
Образ Хаоса в виде двуликого Януса, выступающего как творческое, начало имеется у Овидия. Янус называет себя res prisca («древняя вещь») и Хаосом. Когда все стихии распределились по своим местам и образовался стройный космос, то Янус, который раньше был globus et sine imagine moles (» глыба и безликая громада»), получил определенный facies («лик») и достойный бога вид. Но и теперь, говорит он, имеется у него остаток прежнего состояния, а именно: способность видеть все вперед и назад. Кроме того, Янус своей собственной рукой все открывает и закрывает, являя как бы мировой дверью. Он может развернуть мир во всей его красоте и может придать его уничтожению.
В обстановке надвигающегося монотеизма в религии и принципата в политике Овидий уже чувствует необходимость некоего специального, творческого начала для превращения беспорядочной материи в упорядоченный космос. Для этих целей выступает у него сначала некий deus et melior natura, («бог и лучшая природа»), затем quisquis illi deorum («тот какой-то из богов»), даже cura dei («промысел бога»), потом и прямо mundi fabricator, («устроитель мира») и opifex rerum («мастер вещей»).
Интересно рассуждение у Климента Римского («Беседы»), излагающего древние учения: «Орфей уподобляет Хаос яйцу. Ведь в яйце — слияние первых элементов. Гесиод предположительно называет Хаосом то, что Орфей называет порожденным яйцом, выброшенным из безграничности материи». Симпликий развивает мысль, что Эфир и Хаос являются теми тезисом и антитезисом, из слияния которых образуется все бытие: из Эфира — эманации богов, а из Бездны- Хаоса возникает вся беспредельность. В окончательной форме эта концепция сформулирована у Гермия Александрийского: монада — Эфир, диада — Хаос, триада — яйцо. Хаос и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей. Сам же Хаос у орфиков трактовался как «страшная бездна».
Отсюда уже очень близко до того нового значения слова «хаос», которое встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко связывает Хаос с аидом, либо прямо отождествляет его с ним. Хаос есть та бездна, в который разрушается все оформленное и превращается в некоторого рода сплошное и неразличимое становления, в ту «ужасную бездну», где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь. Римляне прибавили к этому еще и острый субъективизм переживания, какой-то ужасающий аффект и трагический пафос перед этой бесформенной и всепоглощающей бездной…»"
Это тетрактис — схема школы Пифагора, описывающая образование музыкальной гаммы. Речь идет о соотношениях тонов между собой, как 1:2, 2:3, 3:4. Как известно, Пифагор описывал через музыку космос, порядок Вселенной. Моё предположение, что эта схема есть пример упорядочивания хаоса. И она показывает, что есть хаос, а что порядок. Порядок здесь выступает как производная от хаоса, редукция хаоса с помощью треугольника.
Наверное, невнятно сказал, здесь нужны вопросы и проблематизация.
Итак, какие мы можем сделать выводы? Опираясь на приведенные цитаты, мы можем сказать, что слово хаос изначально обозначало зев, разверстую бездну. То, что в Библии описывается словами: «Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды» (1 глава Бытия). В цитате из Библии мы находим ссылку на воду, бездну и неустроенность, невидимость. Это жэе мы находим и в греческом понимании слова хаос — зев.
Видимо, лишь позднее хаос стал обозначать собственно беспорядок в нашем понимании.
Можем ли мы говорить, что хаос — это смешение? Или наоборот, хаос — это разделение, разрыв? Последнее ближе к идее зева, разверстой бездны.
Приведу цитату из школьного текста: «Однажды я спросил учителя, что будет, если в тексте писать вопросы, но не писать на них ответы. Учитель ответил, что тогда в сочиняемом мире на месте пропуска образуется пропасть в 1000 миль. Я удивился, что плохого в пропасти в 1000 миль? Учитель сказал мне, что такая пропасть может возникнуть во мне, но я даже не замечу этого. Когда я во время путешествия читал старые тексты о Школах, то нашел там много вымаранных мест. Наверное, из-за этого во многих людях нашего мира были пропасти в 1000 миль, иначе откуда было взяться той бездонной ненависти, наполнявшей их сердца» (Повесть И).
Какой ход мысли возникает у меня? Если хаос — это разделение, разевание, появление пропасти, то порядок — это сшивание, соединение пространства, установление множества взаимных связей. Например, куча кирпичей — это хаос, потому что они раздедены друг от друга, не могут быть соединены как кирпичи по назначению, но образуют кучу, как будто — это просто куски чего-то. А кирпичи уложеные рядами в стену — это порядок. Правомочно ли такое сравнение?
Или, хаос — это камни в чашах, так как они там разверсты, их бездна, а на доске они выстраиваются в порядке, так как их ставят по определенным правилам. «Пустая» доска — это хаос, разверстая бездна, много одинаковых перекрестков, связанных между собой одинаковыми связями. Камни придают им полярность и качество вечной определенности. Это упорядочивание?
Упорядочивание камней и узлов сетки вызывает изменение их «хаоса», т.е. вносит разделение и по сути вносит хаос «Клин клином вышибают!» Конечно, это спекуляция, но всё же.
У меня пересекаются понятия разделенности и смешения (как это ни странно). Но при этом мне проще противопоставить порядку смешение, чем порядку — разделенность.