Попробую сформулировать то, как я это понимаю. Надеюсь на исправление со стороны знающих этот вопрос.
На мой взгляд, боевое искусство может быть выражено в двух следующих видах:
1. воинское искусство, то есть искусство боя для воина,
2. стратегическое или полководческое искусство, то есть искусство сражения для полководца, искусство войны.
Не о подобном ли разделении говорил Миямото Мусаси в Книге Пяти колец, упоминая что принципы боевого искусства общие и для единичного боя и для сражения 10 000 воинов?
Тогда результатом для воина является владение собой, своим телом, силой, волей, сердцем. А результатом для полководца является владение сердцами многих людей, их волей. Не об этом ли написано у Сунь Цзы: «Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений»?
Какие еще результаты, особенно для полководца, могут быть?
Схема воина — сжатый кулак. Схема полководца — простертая длань, рука в языке И-Го.
Насколько я понимаю бесконтактное боевое искусство — это в первую очередь полководческое искусство.
Вот такие мысли. Могут ли они нас продвинуть куда-то? В чем я неправ или неточен здесь?
Михаил Емельянов.
Раскрытая ладонь, она же — меч. (При выполнении упражнений с мечом свободная рука принимает форму меча и работает как второй меч.) Меч — промежуточная форма между кулаком и мыслью, между телом и духом (?), между воином и стратегом — офицер.
Результатом стратега может быть не только владение сердцами и волей людей, но и способность реализовать свои замыслы при помощи этого владения. Иначе может получиться небезызвестный царь-кощей, который чахнет над своим златом. Владеет, но не деяет
Согласен о важности способности сделать. Полководец по сути должен владеть жизнью подчиненных ему воинов.
Ехал сегодня и думал над тем, что И-Го не может научить владеть чужими сердцами, захватывать их. Возможно, я и не прав, но по-моему, это какая-та иная область. Научить видеть может, эффективности научить, стратегическое мышление поставить.
Видеть, это конечно, важная функция. Ловлю себя на мысли, что эту функцию нужно больше осмыслять, больше думать о ней.
Я уверен, что Мусаши говорил не о разделении, а об объединении.
Это важно…8)
Согласен с вами! Думаю, что для того, чтобы соединить (связать) иногда полезно разделить. То есть от слитности к разделению, а потом — к связыванию. Такой ход мысли.