Вокруг тезиса о том, в чем результаты И-Го сломано множество копий. Быть может нам поможет найти ответ на этот вопрос дополнительный «помогающий» вопрос?
Где лежат результаты общеобразовательной школы или вообще школы: внутри школы или за её воротами?
Если утверждать то, что результаты лежат только внутри школы, то тогда действительно рейтинг успеваемости — есть единственный критерий. То есть у кого оценки выше тот и умнее. Но все ли с этим согласны? Наверное, каждый хорошо помнит, что из себя представляли «зубрилки» у которых были очень хорошие оценки.
Еще Екатерина II писала в 1797 году о том, что «Целью воспитания и обучения в гимназии полагается то, чтобы со временем можно было получить людей, способных более к гражданской жизни и к гражданской и военной службе, нежели к состоянию, отличающему ученого человека».
Екатерина II говорила о том, что результат школы лежит за её воротами, а именно: в способности к граждансокй жизни и военной службе, а лишь во вторую очередь в «учености» или рейтинге.
В чем идея Школы «Восхождение» относительно оценки результатов обучения И-Го? Идея в том, что успеваемость, выраженная в выигранных или проигранных играх, решенных или нерешенных задачах у ученика во время обучения колеблется, причем в очень значительном диапазоне. Почему? Потому что человек, находящийся в школе, подвергается определенной пересборке, он узнает нечто новое, начинает это новое исследовать пробовать, что-то отметает. Может ли он при этом не ошибаться?
Если полагать, что результат школы лежит только внутри школы, то тогда школа превращается в какое-то странное заведение, где ученики не учатся, а соревнуются друг с другом в рецтинге успеваемости. Не так ли и происходит в наших школах? И ученики здесь не виноваты, так как система оценки и отношение к ней, её трактовка спускается сверху. Ученики её не выдумывают.
Если результат школы лежит за воротами школы, то тогда внутришкольные оценки служат другим целям. Они могут показывать работу ученика со своими победами и поражениями. А это совсем другой вектор. И то, что он непонятен, о многом говорит.
Возвращаясь к И-Го, отметим, что подобно тому, как результаты школы лежат за её воротами, результаты практики И-Го лежат за пределами доски. Подобно тому, как от школы потребно воспитание человека, подготовка его к жизни и деятельности вне школы, от практики И-Го потребно развитие человека, которое принесет ему пользу в жизни и делах. Нет еще пользы в том, что ты «ученый человек» в Го, с запредельным рейтингом и энциклопедическими знаниями «вариантов». Польза в том, когда эта «ученость» стала для тебя продуктом, то есть тем знанимем, которое можно использовать дальше, в новых областях. В этом смысл формулы о том, что результаты И-Го лежат за пределами доски и не объемлются рейтингом.
А спорт в его изначальном понимании — это место демонстрации, показательного выступления (вне школы) или треннировки (внутри школы). Но треннировки к чему и для чего? Подобно тому, как в школе не должны учиться ради оценок, также и в И-Го не стоит играть ради рейтинга. Хотя на деле часто происходит наоборот. Не этот ли переворот с ног на голову блокирует продуктовость образования, что в школе, что в го? Как важен в таких тонких вопросах баланс, но обычно его здесь как раз и нет.
«Где лежат результаты общеобразовательной школы или вообще школы: внутри школы или за её воротами?»
Это сильнейшая мысль. Если проанализировать высказывания таких мэтров отечественного соревновательного го как например, В.Д. Шикшин, то вывод будет такой — внутри образовательной школы. Причем, они сами признаются в том, что го помогает в школе (видимо они это точно знают на примере своих ребят). Но в бизнесе им (и их ученикам соответственно) го уже не помогает. Почему? Почему Го помогает таким сэнсеям как Миура Ясуюки, но не помогает таким признанным авторитетам отчественного соревновательного го как В.Д. Шикшин? Сравним. Миура-сэнсэй имел должность вице-президента JAL. В.Д. Шикшин — должность тренера в спортшколе (кроме того, В.Д. Шикшин — заслуженный тренер России). Не в этом ли дело? Не в том ли дело, что Го может давать результаты и соответственно плоды в зависимости от того, кто и на основании какой системы передает тебе это искусство (передача спорта, вернее спортивного отношения к искусству также очевидно возможна)?
«Но тренировки к чему и для чего?»
Вообще, я думаю, что стоит заложить на этот год более интенстивный тренировочный режим. Я за то, чтобы больше тренироваться. Это даст всем необходимый тонус, поддержит людей. Тренировки в школе И могут стать самой важной внутренней чертой школы. Рассчитать, сколько партий необходимо сыграть в месяц, в квартал. Играть на воздухе, с ограничивающим временным контролем.
Поддерживаю эту идею. В этом году мы наконец можем сделать это сбалансированно, без настольщины.