Френч и законодатели мод
Что делает простые, казалось бы, вещи — стильными?
Тот, кто их кроит и шьет? Тот, кто рекламирует? Тот – кто их носит?
Вот, например, любопытно узнать, кто превратил военный мундир в стиль, ныне именуемый френч…
Казалось бы, название отсылает исследователя некоторым образом и во Францию, и в Британскую империю (по-английски «френч» (French) значит — французский). Но почему именно так взялись называть приталенную военную форму с четырьмя накладными карманами (или без оных), с воротником-стойкой (или — отложным) и пятью металлическими (как правило) пуговицами? Да по той же причине, что и брюки галифе, которые ввел в международную моду одноименный французский генерал-ковалерист…
Френч же получил название по имени британского фельдмаршала Джона Дентона Френча (воевавшего – вот уж совпадение! — во время первой мировой войны во Франции).
Но кто и что сделал этот особого рода пиджак популярным в качестве гражданской одежды?
Кто-то говорит, что всё началось с революционной и послереволюционной России – где, во-первых — не хватало тканей и производственных мощностей, а во-вторых, многим людям хотелось выглядеть по-военному браво. Иосиф Сталин стал символом этого стиля на многие годы…
Кто-то утверждает, что нет – всё пошло с Китая, первый президент которого доктор Сунь Ятсен носил френч в самых разных ситуациях и рекомендовал это делать согражданам. Его услышали миллионы. Среди них был и будущий председатель Мао…
Кто-то указывает как на пример – на премьера Индии Джавахарлала Неру…
Но кто же перенёс этот стиль в наше время? Кто отобрал у френча накладные карманы, слишком явно отсылающие к военной форме? Кто снял его с диктаторов, а с френча – диктаторский дух? Кто превратил его в одеяние, способное сочетать отчасти — и парадность мундира, и строгость облачения священника, и лаконичность одеяния восточного мудреца?
Возможно – начало процессу положил сэр Джон Леннон, которому так шел купленный где-то мундир музыканта военного оркестра времен Первой мировой войны, подкинул (может песней о сержанте Пеппере, а, может, просто своим видом, а, может – и словом) дизайнерам идею превратить френч в предмет туалета многих наших элегантных современников? Случайно разве на аукционе Cooper Owen Plc он был приобретен за 100 тысяч фунтов стерлингов?
Вообще, военные истоки можно найти во многих аристократических историях, связанных с модой.
Так, король Эдуард VII, царствовавший в Британской империи до самого 1910, стал законодателем мод ещё ребенком – наследнику престола сшили костюм матроса военно-морских сил. Представители лучших британских семей подхватили патриотическую идею. А вслед за ними – множество землян.
Его высочество, а затем – величество, остался законодателем мод и стилей и в молодости, и в зрелости, и вообще — навсегда. Благодаря ему, например, в обиход вошли ткани, объединённые термином «принц уэльский» – те, что издали кажутся однотонным, но на которых, подойдя ближе, можно различить довольно крупную клетку.
Светский лев, знаток вин, любитель обильного стола и тонких блюд, Эдуард сделал мужскую одежду своего времени более удобной, чем она была прежде. Одним из первых он стал носить сегодняшний галстук (по-английски: four-in-hand). А когда с возрастом слегка раздобрел, то придумал не застегивать нижнюю пуговицу жилета, что вскоре и стало каноном.
Благодаря Эдуарду VII многие мужчины носят сегодня брюки с манжетами. Знатоки моды рассказывают историю о том, как однажды в дождливую погоду король чтобы не замочить брюки, взял, да и подвернул их. Придворные последовали его примеру. Их скопировали лучшие портные Лондона. Дождь закончился, а манжеты остались.
Считается, что вершиной деятельности царственного законодателя моды стало внедрение смокинга. Когда-то английские денди надели фраки в пику засилью французских нарядов, Эдуард же сделал смокинг-джекит парадной одеждой, в противовес засилью фраков (превратившихся к тому времени в униформу дирижеров и официантов). Он же ввел и черный галстук вместо белого… На шелковых лацканах не оставалось следов случайно упавшего сигарного пепла. А он очень любил сигары – добрый король Эдуард VII…
В 1894 году появился на свет его наследник – внук — будущий король Эдуард VIII. Нельзя сказать, что он был блистательным приемником во всем (отрекся от престола, чтобы жениться на американской актрисе Уоллис Варфилд), но титул законодателя мод он унаследовал в полной мере.
Подлинный герой века джаза — помните «Великого Гетсби»? — он сделал популярными цветные пиджаки, туфли из крокодиловой и змеиной кожи. А кроме того – первым завязал галстук знаменитым ныне «виндзорским» узлом и изобрел несколько его версий.
С тех пор в мире изменилось очень многое – расцветки многих государственных флагов, покрой военных форм и, конечно же — расцветки галстуков. А узел – остался.
Опубликовано с любезного разрешения автора — Дмитрия Петрова.