Приводимые ниже степени мастерства или пины относятся к китайской традиции Го — Вейчи. Они приводятся в трактате Джан Ни «Канон Вейчи», который относится к 11 веку — времени возрождения Вейчи в Китае и возвращении его в статус целостных искусств (искусств, воспитывающих человека).
Пины расположены по степени убывания, т.е. первый Пин — высший, а девятый — нисший.
1 пин – достигнуть божества
2 пин – пребывать в созерцании
3 пин – полная определенность
4 пин – постижением скрытого
5 пин – пользуясь знаниями
6 пин – малым искусством
7 пин – борьба равной мощью
8 пин – неопытностью
9 пин – исправляя неумелое
Более детальный разбор каждого названия, его контекстный перевод не публикую. Приведу обобщающий отрывок — попытку прочтения уровней вместе.
«…Первый уровень стратегии (9 пин) – это когда ты наконец научился видеть свои ошибки и справлять их, проводить работу над ошибками. В этом искусстве можно совершенствоваться до конца жизни. Об этом уровне говорил президент США Рузвельт: «Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибиться, бойтесь повторять ошибки».
Второй уровень (8 пин) — это когда ты начал выходить из своей предметной области в новые и изучать их. На этом уровне преодолевают неопытность, учатся целостному видению. Об этом пишет Мусаси, говоря, что «ты должен изучить все искусства, чтобы понять Путь стратегии».
На третьем уровне (7 пин) ты приходишь к тому, что в любой ситуации и любой области способен быть равным, с любым противником ты ведешь равный бой. Об этом уровень полководца пишет Сунь Цзы. Это очень близко к непобедимости. По крайней мере, с любым ты равен. Но не превосходишь.
На четвертом уровне (6 пин) ты подходишь к тому, что уже называют «малым мастерством». То есть это то, что в «Восхождении» называют Мастер Го, Мастер стратегии, Мастер языка.
На пятом уровне (5 пин) ты проходишь через мудрость и знания, исчерпывая область очевидного и известного до тебя. Кто на это был способен? «Знаешь себя и знаешь противника» — это уровень непобедимости по Сунь Цзы?
И на шестом уровне (4 пин) ты попадаешь в те области, которые скрыты и не известны вообще человеческой цивилизации. Это то, что не описано нигде и ни кем не формализовано. Это очень высокий уровень. Чей это уровень? Кун Цзы, Лао Цзы, Сунь Цзы, Суворов?
Седьмой уровень (3 пин) – это полная определенность, то есть постижение всего, всех нюансов. Были ли когда-то Мастера такого уровня? Видимо, были, раз есть понятие о таком уровне.
Восьмой уровень (2 пин) – это выход за рамки ума и мозга. Видимо выход на пределы сознания. Здесь упоминается в контекстах медитация. Что я могу про это сказать – вообще ничего.
Девятый уровень (1 пин) — уровень обожения. Уровень вечности…»
М. Емельянов.
То есть это степени Мастертва. А были ли ученические степени?
Кто бы знал…
В одном из трактатов — «Суть И» написано, что ступени были. Но были ли у них специальные названия? Нам это на данный момент неизвестно.
Мтепени ученичества можно и самим придумать на школьном опыте
Миша Емельянов как всегда находит очень интересную информацию.
Чтобы правильно понимать о чём здесь идёт речь надо отбросить наши современные представления о системе кю-дан. Это современное представление, причём оно сложилось не в Китае, а в Японии. На самом деле, когда говорится о степени мастерства, то здесь речь не идёт о современных данах (мастерах). На самом деле речь идёт о разделении от начинающего игрока до высшего мастерства. Когда читается древний трактат, то он не должен соизмеряться нашим современным пониманием. Это неправильно.
«Чтобы правильно понимать о чём здесь идёт речь надо отбросить наши современные представления о системе кю-дан.»
Спасибо, Александр Петрович! Это очень ценное замечание всем исследователям вопроса. Наука — она не где-то там, за облаками. Наука — это определенный способ исследования.