16-17 в. нашего времени – это период расцвета Вейчи как аристократического искусства в Китае и время бурных перемен в Японии, которые также коснулись и Го. До нас дошло не так много записей партий, которые производят неизгладимое впечатление на исследователя. В то время Вейчи и Го были далеки от игры, также как ушу и дзюдо отстоят от балета.
Первое наше знакомство с лучшим мастером Вейчи своей эпохи Гуо Байлином. Гуо жил между 1586-1662 годами. В англоязычной литературе по истории Го о нем мало что известно. Однако известно, что Гуо подготовил и издал один из крупнейших сборников задач Вейчи, который называется «Гуанцзи Пу» (в переводе означает «Справочник по военной и государственной науке»). В этот сборник вошло 1478 стратегических задач.
Расстановка, которую мы рассмотрим была сыграна около 1600 года. Это трехкаменное задание, необычного вида. Гуо ведет белыми, а владелец черных камней неизвестен.
зарисовка 1
Первое удивительное на данной зарисовке в том, что два угла свободны. Это совершенно несвойственно для того времени. Видимо, это особый случай, потому и до нас дошла эта запись, либо мы чего-то не знаем.
Первые две постановки уже заслуживают глубокого исследования. Ход, который начинают черные, необычен. Точнее, я его не встречал ни разу и нигде. Ход, начатый черным камнем, позволяет белым править свой камень, например, в А. Ход черных действительно интересен, так как через него можно восстановить ход рассуждения безымянного мастера. Мастер черных явно ищет равновесия в сложившейся обстановке, после появления на доске белого. Посмотрим, что произошло затем.
зарисовка 2
Гуо, владеющий белыми, продолжает расшатывать хрупкое равновесие между стоящим черным порядком и окружающим пространством. Заслуживает особого внимания то, что Гуо третьим ставит малый камень в правый нижний угол. Черный правит свой камень постановкой 4, а белый правит свой камень прыжком к небу. Черный угловой камень-хозяин добавляет себе союзника и прикрывает верхнюю сторону от смотрящего на неё передового камня белого отряда. В ответ на это белые правят свой угловой камень. Белый также стал владельцем на этой доске и уже нуждается в порядке.
зарисовка 3
Черный ставь появляется на нижней стороне, ограничивая в возможном развитии белый правый угол. В ответ белый вступает в борьбу с черным камнем-хозяином левого угла. При этом белый отделяет черный ставь от союзника в углу, показывая, что он считает нижнюю сторону своей вотчиной. Черный правит одинокий камень на нижней стороне, на что белый выпрыгивает к центру. Камень-хозяин нуждается в правке, так как он один противостоит двум белым камням. Правящий камень закрепляет владения в углу за черными и подготавливает переправу отрезанному отряду на стороне. Белый препятствует осуществлению этого замысла, строя свой отряд (камень 15 позволяет войти в угол), а черный строит левый угол. Видно то, что формы белого и черного отрядов похожи, они сопоставимы друг с другом, а это важно для взаимодействия и диалога. Камень 15 белых – это первый контакт двух цивилизаций. Обычно контакт ведет к обострению борьбы.
зарисовка 4
Однако у белого отряда слева нет основания. Поэтому белый продолжает раскручивать конфликт (соперничество) на нижней стороне.
зарисовка 5
Ход дальнейшей борьбы разворачивается между двумя отрядами белых, один из которых вытеснил черных из угла, захватив его. Выходом борьбы стало появление белого ставящего камня вблизи левого верхнего угла.
Следующие гости нашего исследования из Японии. Во времена рассматриваемой записи Япония раздроблена, идет борьба за власть и новый образ будущего между Токугавой с Ода Нобунагой и старым сёгуном Асикагой. На дворе 1566 год. За гобаном Косака Дансё за черных и Такэда Сингэн за белых.
Такэда Сингэн – один из величайших полководцев Японии периода Сражающихся Царств. В 1571 г. Сингэн откликнулся на призыв сёгуна Асикага Ёсиакира и сформировал вместе с кланами Асаи, Асакура и монахами Хонгандзи военный альянс против Ода. В ходе кампании 1573 г. он был смертельно ранен пулей из мушкета и умер несколько дней спустя.
Такэда Сингэн смотрит на гору Фудзи, гравюра Ёситоси Тайсо, 1886г.
Такэда Сингэн прославился как стратег, администратор и дипломат. Он опирался на способных людей и заключение союзов в большей степени, чем на замки и укрепления. Приписываемые ему строки гласят: «Люди — вот твои замки. Люди — вот твои стены. Любовь — вот твой союзник. Враждебность — вот твой недруг». Такэда был ревностным поклонником Сунъ-цзы и Хань Фэй-цзы. Ниже я привожу любопытный отрывок сочинения о Такэда, которое было написано после его смерти одним из приближенных вассалов.
«Как-то господин Сингэн сказал: «Дальновидность — важное качество для человека, ибо обладающий им является проницательным. Если человек, обстоятельно и до конца все обдумав, не может-таки принять решение, он может посоветоваться со старшими в клане, если имеет высокий ранг, или может обсудить вопрос с умными людьми среди своих родственников и товарищей, если он низкого ранга. В таком случае ошибки будут редки. Вот почему я уверен, что дальновидность лежит в основе проницательности.
Вообще, если люди дальновидны, находчивы и умеют оценить ситуацию, то, какие бы трудности ни встали перед ними, их слава будет жить в последующих поколениях. Существует легенда о том, как Фудзивара Фухито благодаря своей проницательности и находчивости достал со дна моря драгоценный камень. Он признался в любви морской нимфе и упросил ее принести ему драгоценность. Конечно, его можно обвинить в лицемерии, однако проявленные им проницательность и сообразительность заслуживают восхищения, ведь благодаря этому драгоценному камню засияли луна и солнце и потекла вода.
Как бы то ни было, но есть нечто, против чего человеческая проницательность и находчивость бессильны. Попробуйте-ка догадаться, что это?» Никто не нашелся, что ответить. Тогда Сингэн рассмеялся и сказал: «Жизнь человека угасает, и с этим ничего нельзя поделать!»
О соучастнике поединка Косака Дансё мне ничего неизвестно.
зарисовка 6
Эта расстановка датируется 1566 годом. В Японии царил беспорядок, видимо оттого и стало принято начинать Го с пустой доски. Такэда писал историю своей страны, и, судя по сохранившейся записи, он писал её с чистого листа. Такэда владеет белыми, Косака – черными.
Что бросается в первую очередь в глаза, так это то, что с одной стороны борьба ведется с пустой доски, но с другой стороны, первые камни ставятся в звездные точки, но при этом не по диагонали, как это принято в традиционном китайском Вейчи. Диагональ создается парами камней. Это удивительный и неповторимый пример, который вряд ли можно встретить где-то еще. Что еще примечательно, так это то, что другая диагональ создается камнями противоположных цветов. Такэда и Косака показывают нам неподражаемое вершение.
зарисовка 7
Вслед за вершением сразу же завязывается тяжелый бой. Что особенного в вершении Такэды и Косака? Равновесие поддерживается слишком большим числом камней противоположных цветов. Оно противоречиво и неустойчиво, как перевернутый маятник, который готов раскрутиться от легкого прикосновения. Видимо, такое положение соответствовало состоянию разделенной на кланы Японии того периода. Любое усиление провоцирует тяжелый конфликт. Стоит обратить внимание на постановку черных 9 на пятый уровень.
зарисовка 8
Конфликт продолжает развиваться, но при этом очень ограниченно и плотно. Если мы сравним протекание конфликта в этой расстановке и в предыдущей из Китая, то заметим: насколько здесь теснее стоят камни. Борьба идет за каждый клочок земли, за каждый узел.
зарисовка 9
Не вдаваясь в подробности разворачивающейся борьбы, стоит отметить, что противостояние уже идет несколькими отрядами, как со стороны белых, так и со стороны черных. При этом Такэда сознательно ведет сложную борьбу, не опасаясь множить слабые отряды. Видимо, Такэда был мастером такого рода войны, либо практиковался в этом искусстве – бороться большим числом слабых отрядов против такого же противника. У Такэды (белые) на данный момент четыре отряда вовлечены в конфликт, у Косаки (черные) три отряда.
Еще раз отметим огромную разницу в манере ведения борьбы у Такэды в отличие от рассмотренной выше расстановки Гуо Байлиня. Японские стратеги ведут борьбу очень экономно, плотно друг к другу, в то время как китайские стратеги предпочитают широкие прыжки и включение в область конфликта больших областей. Действительно, в Китае больше места, чем в Японии для ведения войны и вообще для развития.
продолжение следует…
М. Емельянов.
Эти две партии принадлежат одной эпохе, однако мы видим, что участники руководствуются при выборе решений различными принципами.
В первой игре чёрные стремятся сохранить баланс и спокойствие обстановки, а во второй начинают острую борьбу с первыми постановками.
Как вы считаете, это связано с различным отношением к территории в Японии и в Китае (Япония — небольшая густонаселённая страна с ОГРАНИЧЕННОЙ морем территорией, в отличие от Китая, где свободной территории было много больше), или же причина заключается в том, что первая партия игралась на форе?
Создается впечатление, что первая партия просто учебная.
Что касается плотной манеры игры во второй партии, то, ИМХО, это просто старый стиль игры плотный. Китайцы, судя по разборам начал партий в углах и на сторонах 15-17 веков, играют точно так же лепят камни один к другому. Когда я просто взглянул на партию Такеда сенсея, то я подумал, что это пример старого начала именно из китайского учебника. ИМХО, территория здесь не при чем.